Проект «Читающая семья — читающая нация»

Проект «Читающая семья — читающая нация»

Читающая семья - читающая нация
image-6215

Во всем мире взрослые озабочены тем, что дети читают все меньше и меньше. После уроков школьники предпочитают чтению игры, компьютер и телевизор. Телевидение дает нам готовый зрительный образ, который действует на чувства, а чтение заставляет думать, развивает мышление. Рождение читателя пытливого и зоркого открывает путь к образованию через самообразование.

По проведенным исследованиям выяснилось, что учащиеся младших классов читают в основном сказки, комиксы. Ребята постарше любят приключенческую литературу. При проведении библиотечных мероприятий мы сделали вывод, что не все ребята умеют правильно выражать свои мысли, вести диалог.

В процессе семейных чтений реализуется как психологическая, так и социальная функции общения. Главным действующим лицом в этом общении является ребенок. Родители должны лишь направлять его познавательную деятельность и побуждать его к размышлению. Отсюда и главная задача школьных библиотек – научить родителей читать совместно с ребенком и общаться с ним.

Работу, которая способствует активизации семейного чтения, библиотека МБОУ СОШ г. Мамоново ведет давно. В библиотеке проводятся различные мероприятия: обзоры книг, круглые столы с интересными людьми, встречи с писателями нашего края, викторины, игры и т.д.

Работники библиотеки провели анкетирование семей учащихся младших классов и выяснили, что не все семьи уделяют должное внимание комплектованию домашних библиотек, не все родители сами любят проводить свободное время за книгой. Сейчас, когда наши дети читают все меньше и меньше, необходимо искать новые методы привлечения школьников в библиотеки. Самый главный из них – наладить работу с каждым ребенком, чтобы с малых лет он получал радость от чтения дома, в школе, от непосредственного общения с родителями, учителями, библиотекарями.

Сознание остроты проблемы побудило библиотекарей и педагогов МБОУ СОШ принять участие в реализации проекта “ Читающая семья – читающая нация».

На первом этапе реализации проекта мы старались добиться повышения знаний родителей в сфере литературы. В школьной библиотеке для этого была собрана литература по психолого-педагогическому направлению, рекомендательная библиография и другая полезная информация для родителей. Библиотекари выступали на родительских собрания по темам: «Как привлечь ребенка к книгам?», «Через книги к добру». На этих собраниях родители так же делились и собственным опытом. Присутствующим вручались «Памятки родителям», в которых были опубликованы советы по привлечению ребят к чтению.

Для родителей сотрудниками библиотеки разработаны памятки «Как воспитать у детей интерес к чтению», буклеты, рекомендательные списки литературы «Читаем вместе с мамой и папой», «Увлекательные книжки для современных девчонок и мальчишек», проводятся индивидуальные консультации по проблемам чтения.

В этом году отмечает свой 90-летний юбилей наш любимый журнал «Мурзилка». В рамках настоящего проекта и в связи с юбилеем библиотекари провели целый цикл мероприятий по рубрикам журнала. Выставку поделок по вкладышам «Мурзилки» ребятам помогали организовывать родители. Учащиеся приносили в библиотеку поделки и с гордостью говорили, что их мамы и бабушки в детстве любили этот журнал и что теперь они вместе с детьми отгадывают головоломки и ребусы из журнала.

Наблюдения наши показали, что дети с ограниченными возможностями здоровья с удовольствием посещают библиотеку, читают книги и беседуют о прочитанном. Здесь они учатся высказывать свое мнение, выражать свое отношение к миру, появилась тяга к общению, к дружбе. Участвуют вместе с нами в праздниках, фестивалях, конкурсах, в познавательно-развлекательных играх, они чувствуют себя в этом мире не одинокими, а что-то знающими и умеющими. Им есть с кем поделиться радостью или тревогой, проявить о ком-то заботу. Бывая со своими творческими работами на конкурсах, дети с удовлетворением замечают, что их работа не хуже других. И тогда в глазах появятся блеск, а на лицах – улыбка. В разговорах с родителями чувствуется пусть и робкая, но надежда: не все так безнадежно! И радость за успех своего ребенка.

Главное в работе библиотеки – чтобы наши особые читатели знали, что мы существуем, мы рядом и всегда готовы оказать «книжную» помощь. Мы будем продолжать крепить дружбу этих детей с нашей библиотекой. У нас много планов на будущее.

В организации выставки «Мой любимый литературный герой» принимали участие ученики и родители. Библиотекари планировали, что каждый ребенок принесет на выставку по одному или два рисунка, но ребята приносили по 5-10 рисунков. Дети, как бы оправдываясь, говорили, что все нарисованные сказочные герои им нравятся. И это было для нас, библиотекарей, как бальзам на душу. Значит, дети читают, любят книгу!

Победителем в номинации «Мой любимый литературный герой» стала ученица 5¹ класса
( классный руководитель Малькова В. В.) Тайлашева Диана. Семье Тайлашевых, Ирине Леонидовне и Константину Геннадьевичу, в торжественной обстановке на школьной линейке была вручена грамота за активное участие в библиотечных мероприятиях по реализации проекта «Читающая семья – читающая нация».

В стимулировании и мотивации семейного чтения большое значение имеют мероприятия связанные с историей семьи. Дети очень активно и с интересом принимают в них участие. Через эти мероприятия они узнают много о своих родственниках, предках. Со слов своих дедушек и бабушек составляли генеалогическое дерево своей семьи, в творческих работах писали об истории своей фамилии.

На празднике «Читающая семья – читающая нация» присутствующие знакомили всех с визитными карточками семьи, рассказывали о своих любимых героях, авторах, темах чтения. Ребята и родители участвовали в конкурсах и викторинах.

Самой читающей семьей была признана семья ученицы 2¹ класса (классный руководитель Агеевец Л. И.) Охотиной Марии – (мама Наталья Алексеевна, отец Сергей Владиславович, бабушка Евгения Владимировна, дедушка Владислав Владимирович). У этой семьи большая домашняя библиотека. В ней центральное место занимают справочники и энциклопедии, произведения русских писателей и поэтов, немалое место отведено детским книгам. Все члены семьи активно откликаются на приглашение библиотеки поучаствовать в мероприятиях, любят читать.

Мы уверены, что внимание к детям и их родителям принесет положительный результат. Надо лишь дать понять, что библиотекарь не наставник, а заинтересованное лицо.
Библиотека будет продолжать работу по привлечению родителей и детей к семейному чтению.

diana
image-6216

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *